Рынки офисов и торговых центров в России постепенно восстанавливают утраченные в период пандемии позиции, при этом активно тестируя новые форматы работы.
К такому выводу пришли опрошенные РБК эксперты, в числе которых – гендиректор R2 Asset Management Вячеслав Рожманов.
Пока спрос на аренду ТРК и офисных центров еще не достиг докризисных показателей, отмечается даже некоторый рост уровня вакантности и снижение арендных ставок по сравнению с прошлым годом. Но, по мнению экспертов, это во многом связано с выходом на рынок заметного количества новых объектов.
Основная часть сделок сегодня приходится на Москву — именно здесь представлена четверть всего российского объема предложения качественных торговых площадей и около 70% качественных офисов.
За первую декаду 2021 года в Москве закрыты сделки более чем по 432 тыс. кв. м офисов, что соответствует докарантинным показателям.
Только с января по март на столичный рынок вышло шесть новых объектов общей арендуемой площадью более 309 тыс. кв. м — больше, чем за весь 2020 год.
Главным российским трендом рынка эксперты считают переосмысление офисного пространства, в частности — переезды крупных компаний в сервисные офисы. Растет и интерес арендаторов к гибким пространствам: за три года доля flex-офисов в Москве выросла более чем в 2 раза.
В сегменте торговой недвижимости знаковой тенденцией этого года стал рост трафика. По мнению аналитиков, к концу года посещаемость московских ТЦ достигнет 90% от докарантинных показателей.
Еще одним заметным трендом можно считать растущую коллаборацию ретейлеров. Яркими примерами этого, по словам гендиректора R2 Asset Management Вячеслава Рожманова стали тестирование сетью «Магнит» магазинов-киосков площадью 18 кв. м, сотрудничество X5 Retail Group с «Макдоналдсом» и продажи продуктов из «Азбуки вкуса» через интернет-магазин Ozon.
РБК+