Команда R2 Asset Management посетила ежегодную выставку коммерческой недвижимости MAPIC Russia, прошедшую в этом году в оффлайн-формате с 16 по 18 сентября в «Крокус Экспо».
«Пандемия фактически не изменила потребительские сценарии, но повлияла на вектор развития девелопмента», — активно обсуждали участники мероприятия. В частности, стало заметно присутствие региональных проектов торговой недвижимости.
Не менее живой интерес вызвало развитие районных торговых центров, что особенно актуально для Москвы и Санкт-Петербурга. Продолжается тренд на девелопмент ТЦ среднего и малого форматов. Отмечается и более выраженная ротация арендаторов. Так, наряду с брендами премиум-класса в торговых центрах все чаще присутствуют товары масс-маркет. Очевидно, наметился рост присутствия российских брендов в моллах.
На протяжении нескольких лет ведущие игроки рынка недвижимости задаются вопросом: как работать с разными аудиториями торговых центров? Отсюда и сочетание брендов разного ценового диапазона, и изменение вектора развития девелопмента в сторону усиления развлекательной составляющей.
Пандемия в целом не изменила отношение потребителей: 85% горожан все же отдают предпочтение традиционным оффлайн-форматам. Такое положение дел вынуждает и девелоперов пересматривать концепции, распределяя площади в пользу создания общественных пространств. Прогноз экспертов — социальная функция в торговой недвижимости будет наращиваться.
Другая тенденция, сложившаяся на рынке, — тренд на полицентричное развитие. Продуктовые ритейлеры уходят в спальные районы. Там же открываются гастромаркеты, создаются общественные, образовательные и культурные пространства. Возникают новые коллаборации, сезонные проекты.