Более чем за полтора года рынок торговых центров смог адаптироваться к условиям пандемии. По мнению экспертов, основная масса ТЦ уже довольно комфортно существует в новых реалиях.
Генеральный директор R2 Asset Management Вячеслав Рожманов считает, что это стало возможно как благодаря мерам поддержки властей, так и усилиям профессиональных объединений.
Конечно же и сами участники рынка способствовали восстановлению, здесь можно отметить тщательные карантинные меры и проекты реконцепции, адаптировавшие торговые площади под новую повестку и рыночные тенденции.
В итоге, несмотря на то, что трафик посетителей пока еще не вышел на докарантинный уровень, он уже заметно выше показателей 2020 года и продолжает уверенно восстанавливаться.
Важно, что по состоянию на конец 2021 и начало 2022 года существенно улучшилась конверсия – посетители стали именно покупателями, а не просто гуляющими по торговому центру людьми.
«Несмотря на то, что во многих регионах были введены QR-коды, которые негативно повлияли на посещаемость, тренд на рост трафика сформирован и сохранится, если не будут введены какие-либо дополнительные ограничения в связи с текущей ситуацией по ковиду», — говорит Вячеслав Рожманов.
В 2021 году был зафиксирован рекордный объем ввода новых торговых центров. По некоторым данным это более 800 тысяч квадратных метров по всей России. Это в первую очередь отложенные планы прошлых лет. Введенные объекты начали строится 2-3 года назад, причем с использованием банковского финансирования – девелоперы и инвесторы взяли на себя обязательства до начала пандемии.
Сейчас эти объекты показывают умеренный рост заполняемости на старте, но во многих из них присутствуют и якорные операторы, под которых наращивается торговая галерея, и мелкие ритейлеры.
Больше половины всех открытых в стране ТЦ сегодня приходится на регионы. Москва не показывает существенного прироста торговых площадей по сравнению с 2019 годом.
Заметным трендом нового времени стал переход от проектов масштабных ТЦ к объектам районного формата, что наблюдается по всей России. Отчасти это связано с обязательствами по обустройству инфраструктуры, которые есть у девелоперов жилой недвижимости. Поэтому много «районников» площадью 35-40 тыс. кв. м появляется именно в новых микрорайонах.
Да и сам покупательский спрос в пандемию сместился в спальные районы – многие работают на удаленке и реже выезжают в центр.
Еще одной тенденцией можно считать переход собственников ТЦ на новые формы договоров с арендаторами, завязанные на процент от оборота. Многие арендаторы в какой-то момент в ультимативной форме потребовали перехода на такую систему расчета, и объекты с нелояльными собственниками начали терять арендаторов.
Другой заметный тренд состоит в том, что крупные ритейлеры в последнее время делают из своих объектов некие шоу-румы, ориентированные на онлайн-торговлю. Рост онлайн-торговли также приводит к сокращению оффлайн-площадей, и собственники замещают объемы крупных ритейлеров развлекательной составляющей.
Печальным фактом пандемийной реальности стало то, что сроки окупаемости ТЦ увеличиваются, а доходность снижается. Сегодня она составляет не те желанные 7-8 лет, как раньше, а подходит к 10-12 годам.
Тем не менее, по словам Вячеслава Рожманова, рынок все-таки нацелен на возрождение.
«Резюмируя, можно отметить, что после полутора лет пандемии наблюдается рост посещаемости ТЦ и интереса к ним инвесторов, бизнеса и покупателей. В общем ренессансу торговых центров быть, хотя очень многое здесь изменится. И в конкурентной борьбе победят те, кто сможет перестроиться и дать посетителям ТЦ максимально востребованный, удобный и современный формат», — говорит эксперт.
Подробнее в материале Forbes